ГИС ЭПД — это государственная информационная система электронных перевозочных документов для обмена, формирования и хранения сведений участниками транспортных перевозок. Официальный сайт размещен по адресу: epd-portal.ru.
Министерство транспорта России обеспечивает перевод юридически значимых данных на автомобильном транспорте в электронный вид (в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о внедрении цифровых технологий в сфере автомобильной промышленности и транспортно-логистических услуг, включая переход на электронный документооборот).
Промышленная эксплуатация информационной системы началась 1 сентября 2022 года (согласно Постановлению Правительства № 931 от 21.05.2022).
Добровольное подключение участников перевозок к ГИС ЭПД началось с 1 января 2022 года, переход на обязательное использование электронного формата перевозочных документов возможен в 2023 году.
Подключиться к ГИС ЭПД возможно через одобренных операторов. Отправителям грузов, тем кто перевозит их и получает, а также фрахтователям и фрахтовщикам нужно будет заключить с оператором системы соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.
С 1 сентября 2022 года через ГИС ЭПД можно оформить:- электронную транспортную накладную (ЭТрН)
- электронную сопроводительную ведомость
- электронный заказ-наряд
С 1 марта 2023 года перечень документов будет также включать:
- электронный путевой лист (ЭПЛ)
- электронный договор фрахтования
- электронный заказ (заявки)
Следующими этапами внедрения ЭПД планируется сделать железнодорожные перевозки, затем — перевозки водным транспортом и авиасообщением. В результате электронный документооборот охватит мультимодальные грузоперевозки.
Формировать ЭПД смогут участники рынка автогрузоперевозок — отправители грузов, перевозчики, получатели, экспедиторы, фрахтователи и фрахтовщики. Форматы ЭПД разрабатывает и утверждает ФНС и Минтранс России.
Для тех кто работает с ГИС ЭПД проверки документов на дорогах проводятся в электронном виде с помощью служебных устройств сотрудниками Госавтоинспекции через считывание QR-кода. На данном этапе ГИС ЭПД не отменяет использование бумажных документов.
Порядок направления сведений и электронных документов в информационную систему, требования к ним и другие правила работы будут совершествоваться в процессе эксплуатации. С мая 2022 года производится процесс подключения к ГИС ЭПД потенциальных операторов информационных систем. В рамках опытной эксплуатации системы, были протестированы базовые подходы, логика работы системы и процессы взаимодействия с операторами ЭДО, отработаны основные сценарии бизнес-процессов оформления электронных перевозочных документов.
Переход транспортных компаний на электронный документооборот, при грамотной интеграции, позволит упорядочить взаимодействие и процессы взаиморасчетов между участниками рынка на высоком уровне производительности, что существенно снизит затраты в цепочках поставок.
ЭТрН - это электронная транспортная накладная – один из сопроводительных юридически значимых документов, переведенных в электронный вид, аналог товарно-транспортной накладной, который выполняет те же функции: подтверждает заключение договора на транспортно-экспедиторские услуги и расходы на логистические услуги. ЭТрН создается в учетной системе, например, в системе ЭДО Контур.Диадок (Логистика), и заверяется электронной подписью.
Документ подтверждает заключение договора на транспортно-экспедиторские услуги и расходы на транспортные услуги. Работа с ЭТрН доступна в режиме реального времени для всех участников цепочки поставок: грузоотправителя, грузополучателя, транспортной компании и водителя. Подписывается ЭТрН с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП), но водители могут подписывать ее с помощью простой электронной подписи (ЭП).
ЭТрН состоит из 8 файлов обмена (титулов):
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. В этом случае не придётся дополнительно заполнять УПД
Работу с ЭТрН начинает, как правило, грузоотправитель, формируя документ в своей учетной системе. Затем, когда происходит погрузка товара на стороне поставщика, ЭТрН должны подписать: кладовщик при складе и водитель (с помощью простой электронной подписи), а также отправитель и перевозчик груза (с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи).
Следующий этап формирования ЭТрН наступает при отгрузке товара. Водитель снова подписывает документ простой ЭП, подтверждая доставку груза. Также электронную транспортную накладную подписывает кладовщик при складе грузополучателя (ЭП) и сам грузополучатель (УКЭП). В конце ЭТрН с помощью УКЭП подписывает и грузоперевозчик.
На всех этапах формирования электронной транспортной накладной участники цепочки могут оставлять свои комментарии в системе. Например, если водитель, принимая груз от поставщика, видит, что груз поврежден, он оставляет комментарий о повреждении груза. Комментарии, касающиеся состояния товара и деталей перевозки, в случае необходимости оставляют все участники. Это помогает контрагентам минимизировать риски потери товара и денег, оперативно выписывать штрафы и контролировать процессы поставок.
Порядок работы с электронными перевозочными документами
Участники транспортно-логистической цепочки могут обмениваться данными и электронными документами через операторов ИС ЭПД.
В электронный формат можно вручную или в автоматическом режиме перевести транспортные накладные, заказы-наряды и сопроводительные ведомости. Каждый документ, направляемый в систему, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и получает идентификатор, по которому его можно будет отслеживать.
После того, как грузополучатель подписал первый файл обмена, оператор ЭДО передаёт документ в ГИС ЭПД. Система проверяет формат, данные и присваивает идентификационный уникальный номер. После этого файл обмена попадает к участникам перевозки.
Что нужно грузоперевозчикам для подключения к ГИС ЭПД
Подключение электронного документооборота на автомобильном транспорте начинается с выбора оператора ИС ЭПД. Для получения доступа к системе необходимо заключить с оператором соглашение об ЭДО. Например, эксперты СКБ Контура входят в рабочие группы по тестированию ГИС ЭПД и участвовали в пилотном эксперименте Минтранса России и в курсе всех актуальных изменений в законодательстве.
Сервис Логистика в Контур.Диадок — часть такой системы ЭДО, в которой участники перевозок могут обмениваться электронными перевозочными документами в соответствии с требованиями ФНС, в том числе неформализованными документами. Сервис Логистика в Контур.Диадок можно внедрить в собственную учетную систему или пользоваться его веб-интерфейсом в браузере.
-
Соглашение — публичный договор, который должен предусматривать оказание оператором ЭДО услуг:
- по направлению ЭПД и сведений из этих документов в ГИС ЭПД (в обязательном порядке)
- по формированию ЭПД и содержащихся в них сведений (по соглашению сторон)
Для работы в информационной системе водителям и менеджерам перевозчиков понадобятся квалифицированные электронные подписи (а также средства связи: смартфоны, портативные компьютеры).
Получить сертификат КЭП для уполномоченных лиц
Специалисты, которые будут подписывать ЭТрН от лица компании, должны получить сертификат КЭП на уполномоченного сотрудника. Такие сертификаты выдают аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ) до конца 2022 года, например УЦ Контура. С 1 января 2023 года сотрудники должны будут использовать КЭП физлица вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД) от организации.
Оператор будет обрабатывать и отправлять ЭТрН через свой сервис в ГИС ЭПД. Минтранс России планирует провести аккредитацию и сформировать специальный реестр таких операторов. Принцип работы в сервисах операторов зависит от интеграционного решения.
В сервисе все стороны грузоперевозок могут:
- бесплатно пользоваться веб-интерфейсом
- выбрать один из трех сценариев подписания ЭТрН между складом и водителем
- пользоваться бесплатным электронным архивом с круглосуточным доступом
Алгоритм подключения к сервису Логистика:
- 1. Заполните свои данные на сайте и отправьте заявку на kontur.ru/diadoc/logistika
- 2. С вами свяжется менеджер и поможет выбрать тариф и подходящее для вас интеграционное решение
- 3. После оплаты счета специалисты помогут внедрить сервис в вашу учетную систему
- 4. Пользуйтесь сервисом и обменивайтесь с партнерами электронными документами без бумаг
Вы можете получить у нас электронную квалифицированную подпись от аккредитованного УЦ СКБ Контур. Заполните заявку на выпуск сертификата и получите сертификат электронной подписи (УКЭП) грузоотправителя или перевозчика.
Операторы ГИС ЭПД
Оператором системы определен Минтранс России, подведомственное ему ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" выступило разработчиком ГИС ЭПД.
Поставщиками сведений являются участники перевозок, которые заключили соглашение об электронном документообороте перевозочных документов с оператором информационной системы ИС ЭПД, требования к которым утверждены Правительством России.
Грузоперевозчики подключаются к ГИС ЭПД через компанию-оператора, в настоящее время это семь компаний-операторов: "ПФ "СКБ Контур", "Калуга Астрал", "КОРУС Консалтинг СНГ", "Компания Тензор", "Такском", "Эдисофт" и "Э-КОМ".
Минтранс России наладил процесс подключения к ГИС ЭПД потенциальных операторов информационных систем электронных перевозочных документов, что позволило обеспечить плавный переход на электронный документооборот на автомобильном транспорте. В перспективе оператор должен будет числиться в специальном реестре.
Пользователями информации ГИС ЭПД также являются: Правительство России, Минтранс, ФНС, ФТС, Минздрав, ФСБ, МВД, Ространснадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росстат и другие.
Представители ФОИВ получают сведения из ГИС ЭПД следующими способами:
- через личный кабинет пользователя
- посредством обращения к модулям подсистемы информационно-аналитического обеспечения федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (НСУД)
- посредством подключения к сервисам единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Правовые источники
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утверждает поправки в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта принятый Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.2007.
В соответствии с Федеральным законом N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при осуществлении грузовых автомобильных перевозок допускается наравне с бумажным вариантом использовать электронные перевозочные документы. В случае формирования участниками информационного взаимодействия электронных перевозочных документов они подлежат направлению в ГИС ЭПД.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2022 г. N 931 "Об утверждении Правил обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов". Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 и действует до 1 сентября 2028 года.
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Правила дополнены разделом IX с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2021 г. N 2116
Описание подготовлено по материалам: mintrans.gov.ru, tass.ru, rg.ru, docrobot.ru